6Б класс РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Употребление числительных в речи
Цель: научиться правильно употреблять и склонять формы числительных в речи
Часто числительные употребляются в научном (для доказательства научных теорий, для решения научных задач, для обозначения последовательности действий) и в публицистическом (для иллюстрации к-л общественных явлений, статистики, положения в экономике, спортивных достижений) стилях. В разговорной речи числительные встречаются при упоминании о времени суток, о погоде в урезанном виде. Например: Обещают завтра плюс тридцать.
В разговорной речи часто делают ошибки в склонении числительных.
1. Сложнее всего склонять составные количественные, в которых надо изменять каждую часть - от 50 до 80; от 200 до 900: пятьдесят шесть, пятидесяти шести и т.д.
2. Числительное один склоняется как прилагательное: один день, одного дня, одному дню...
3. Числительные два, три, четыре имеют особые формы: двух, трех, четырех...
4. Числительные от 5 до 20 и 30 склоняются как существительные 3-го склонения (кость): пяти, пятью, о пяти...
5. Числительные сорок, девяносто, сто при склонении образуют две формы: И, В.падежи= сорок, девяносто, сто; Р, Д, Тв., Пр.падежи - сорока, девяноста, ста.
6. Порядковые числительные похожи на прилагательные, т.е. изменяются по родам. числам и падежам. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: тысяча девятьсот девяносто пятого года, тысяча девятьсот девяносто пятому году и т.д.
6Б класс ЛИТЕРАТУРА
Ответьте на вопросы (письменно):
1. Кто герои рассказа "Галоша"? Кого они напоминают?
2. Каковы служащие государственных учреждений?
3. Можно ли назвать рассказ юмористическим? обоснуйте ответ.
4. Прочитайте рассказ "Встреча" М.М.Зощенко.
6Б класс ЛИТЕРАТУРА
Ответьте на вопросы (письменно):
1. Кто герои рассказа "Галоша"? Кого они напоминают?
2. Каковы служащие государственных учреждений?
3. Можно ли назвать рассказ юмористическим? обоснуйте ответ.
4. Прочитайте рассказ "Встреча" М.М.Зощенко.
8В класс
Тема: Однородные члены предложения (продолжение)
Итог:
1. однородные члены соединены сочинительной связью
2. могут быть выражены словами разных частей речи
3. могут быть распространенными
4. в предложении может быть несколько однородных членов
5. повторяющиеся слова не являются однородными членами
6. перечислительная интонация при однородных членах.
Домашнее задание: упр.263, 264
5А класс
Тема: Обучение сочинению-описанию по картине
Рассмотрите картину Г.Нисского "Февраль. Помосковье" (в конце учебника).
Все вы знаете, что время года влияет на настроение человека. Какими красками вы бы обозначили свое настроение в феврале месяце?
Февраль - это переломный месяц. Это уже конец зимы и чувствуется приближение весны. Древнерусское название "лютый". У февраля есть еще названия: лютень, снежень, бокогрей, вьюговей.
Известный русский художник, пейзажист Георгий Григорьевич Нисский родился в Белоруссии, в семье врача. Жил в Москве. У него всегда выходили простые и родные нам пейзажи, где изображается тихая природа. Все в его работах наполнено жизнью.
Обратите внимание на вопросы к картине "Февраль. Подмосковье":
- Что вы видите на ней?
- что изображено в центре картины?
- что вы видите на заднем плане?
- какой день показал художник?
- что прежде всего привлекло ваше внимание? почему?
- какие цвета использовал художник?
- какое настроение вызывает у вас эта картина? почему?
Домашнее задание: напишите небольшое сочинение по картине, используя план:
1. Вступление (Что за картина передо мной? Кто автор картины?)
2. Основная часть. Описание самой картины ("плавные" ответы на вопросы, которые даны выше)
3. Заключение (что художник хотел сказать своим творчеством?)
упр.291, 292
5А класс РУССКИЙ ЯЗЫК
Читаем теоретический материал на стр.52. Запоминаем.
Домашнее задание: пр.91 упр.489, 490
5А класс ЛИТЕРАТУРА
см. задания за вторник
7Б класс РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Употребление предлогов (практика)
Продолжаем практиковаться в правильном употреблении предлогов.
Домашнее задание: упр.294, 295
8В класс РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Однородные и неоднородные определения (продолжение)
Домашнее задание: упр.268, 269 (из каждого упражнения 1 вариант выполняет ТОЛЬКО 1 часть; 2 вариант пишет ТОЛЬКО 2 часть)
5А класс РУССКИЙ ЯЗЫК 1 урок
Тема: Имена собственные и нарицательные (продолжение)
В тетрадях число, классная работа:
1) Записать имена нарицательные, подобрав к ним имена собственные: город, деревня, океан, река, озеро, рассказ, художник, писатель.
2) Дописать предложения, добавив однородные члены:
- Многие писатели пишут о красоте средней полосы России:...
- Туристы побывали в разных городах России:....
- Мы читали сказки Андерсена: ......
5А класс РУССКИЙ ЯЗЫК 2 урок
упр.493 - письменно в тетрадь
Домашнее задание: упр.492
6Б класс РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Морфологический разбор имени числительного.
Запомните порядок разбора числительного:
1. Назвать часть речи
2. Начальная форма- им.п.
3. Перечислить признаки числительного: простое/составное, количеств/порядковое; падеж, число и род (если есть)
4. Синтаксическая роль (как подчеркнуть)
Запишите число, классная работа
Практическое задание
Запишите предложения. Объясните смысл пословиц. Сделайте синтаксический разбор предложений, морфологический разбор числительных.
1.Два медведя в одной берлоге не живут.
2. На гору десятеро тянут, под гору один столкнет.
Домашнее задание: упр.385 + контрольные вопросы и задания на стр.156
7Б класс РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Непроизводные и производные предлоги
Цель: показать отличие произв.пр. от непроизводн.
Запишите число, классная работа.
1 упр. Исправьте речевые ошибки (сразу в исправленном виде пишите):
Предостеречь об опасности, уверенность в победу, беспокоиться за младшего брата, уделять внимание на правописание, свойственный для глаголов.
Теория (прочитайте, запомните)
Само название предлогов, о которых пойдет речь, подсказывает их особенности. Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались как предлоги: в, на, без, из, с, у, через...
Они используются с разными падежами, имеют много значений.
Производные предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, используются обычно с одним падежом, имеют одно или несколько значений: например,
5А класс РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Закрепление пройденного материала
Имена собственные пишутся с большой буквы.
Домашнее задание: упр.500, 501 (в последнем упр. оформите свои ответы полно и с помощью однородных членов, правильно расставьте знаки препинания).
8В класс ЛИТЕРАТУРА
Тема: Обсуждение содержания рассказа "О любви"
Показывая нерешительность Алехина и Анны, их безволие, Чехов усиливает впечатление о неумении современных молодых людей жить. Докажем это.
Алехин умный, добрый человек, общительный, знающий языки - спит в сенях, ходит в грязной одежде, не моется по месяцам, живет в полном одиночестве. Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно.
И центральный эпизод, и побочный (о Пелагее) рассказа пронизаны мыслью о дисгармоничности жизни (дисгармония - разлад, разногласия). Дисгармонична жизнь Алехина (упустил личное счастье), жизнь семьи Лугановичей, жизнь красивой Пелагеи (влюбленной в пьяницу повара). А картинами природы Чехов вызывает впечатление величия, широты, разнообразия в противоположность той жизни, которую ведут герои. Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Не желая причинить боль другим, он предает себя.
Итог: философский смысл рассказа проявляется в возвышении любви как чувства, через которое все другие соображения оказываются мелкими и незначительными. Любовь выше всего на свете!
Домашнее задание: письменно ответьте на вопрос "Правильно ли поступили герои?"
6Б класс ЛИТЕРАТУРА
Прочитайте о писателе стр.33
Домашнее задание: прочитайте сказку-быль М.М.Пришвина "Кладовая солнца" (будет проверочная на знание текста)
Тема: Однородные члены предложения (продолжение)
Итог:
1. однородные члены соединены сочинительной связью
2. могут быть выражены словами разных частей речи
3. могут быть распространенными
4. в предложении может быть несколько однородных членов
5. повторяющиеся слова не являются однородными членами
6. перечислительная интонация при однородных членах.
Домашнее задание: упр.263, 264
5А класс
Тема: Обучение сочинению-описанию по картине
Рассмотрите картину Г.Нисского "Февраль. Помосковье" (в конце учебника).
Все вы знаете, что время года влияет на настроение человека. Какими красками вы бы обозначили свое настроение в феврале месяце?
Февраль - это переломный месяц. Это уже конец зимы и чувствуется приближение весны. Древнерусское название "лютый". У февраля есть еще названия: лютень, снежень, бокогрей, вьюговей.
Известный русский художник, пейзажист Георгий Григорьевич Нисский родился в Белоруссии, в семье врача. Жил в Москве. У него всегда выходили простые и родные нам пейзажи, где изображается тихая природа. Все в его работах наполнено жизнью.
Обратите внимание на вопросы к картине "Февраль. Подмосковье":
- Что вы видите на ней?
- что изображено в центре картины?
- что вы видите на заднем плане?
- какой день показал художник?
- что прежде всего привлекло ваше внимание? почему?
- какие цвета использовал художник?
- какое настроение вызывает у вас эта картина? почему?
Домашнее задание: напишите небольшое сочинение по картине, используя план:
1. Вступление (Что за картина передо мной? Кто автор картины?)
2. Основная часть. Описание самой картины ("плавные" ответы на вопросы, которые даны выше)
3. Заключение (что художник хотел сказать своим творчеством?)
2 февраля (вторник)
6Б класс РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Порядковые числительные
Знать понятие, особенности склонения.
Прочитать теоретический материал в учебнике пр.66.
1. обозначают порядок предметов при счете
2. отвечают на вопрос какой?
3. изменяются по падежам, числам и родам (как прилагательные)
4. в составных порядковых числительных склоняется только последнее слово
5. окончания определяются так же, как и окончания прилагательных
6. при указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому (д.п.) сентября (Р.п.)...
7. порядковые числительные в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в именительном падеже: готовимся к красивой дате Восьмое марта (числительное с большой буквы, а существительное - с маленькой).
Домашнее задание: пр.66 выучить + упр.377, 379
7Б класс РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Предлог как часть речи (2 урока)
Прочитать параграф 48
Предлоги служат для выражения зависимости слов в словосочетании и предложении, без них не обойтись. Предлог не так прост, как кажется. Он может маскироваться под другую часть речи. Например:
1. Кинотеатр находится в доме напротив (наречие, обстоятельство)
2. Напротив дома находится кинотеатр (предлог, не является леном предложения)
3. Ему хотелось смотреть дома телевизор, мне, напротив, хотелось в кино (вводное слово, не является членом предложения)
Домашнее задание: пр.48 выучить, упр.287, разобрать предложение (см.дневник), выучить правописание еще 2-х словарных слов - резиденция, период.
5А класс РУССКЙ ЯЗЫК
Тема: Имена существительные одушевленные неодушевленные
Запишите в тетрадях число (2 февраля) и Классная работа.
1. Сделать синтаксический разбор предложения: В синем небе мерцают звезды, а на белом инее дружно искрятся нежные пушинки.
2. Рассмотрите рисунок на стр.50 и запишите все живые существа и вещи, изображенные на этом рисунке.
Домашнее задание: пр.90 упр.485, 486, повторить словарные слова.
5А класс ЛИТЕРАТУРА
Тема: Ю.П.Казаков. Рассказ "Арктур - гончий пес"
Юрий Павлович Казаков родился в Москве. Очень любил читать охотничьи рассказы. Увлекался музыкой (играл на контрабасе в оркестрах). Но любовь к литературе казалась сильнее. Учился потом в литературном институте, где написал такие рассказы, как "На полустанке", "Голубое и зеленое", "Манька", "Арктур - гончий пес". Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, охотился.
Молодого писателя заметил М.Пришвин (писал о природе).
Рассказ "Арктур - гончий пес" очень интересный (о силе духа слепой гончей собаки, которая преодолевает все трудности на своем пути, несмотря ни на что).
История Арктура не оставит равнодушным никого, заставит о многом задуматься.
ПРОЧИТАЙТЕ РАССКАЗ.
Ответьте на вопросы письменно. Файл с ответами вышлите мне в соцсеть ВКонтакт до 8 февраля (включительно!)
1. как получил пёс свое имя?
2. рассказ посвящен М.Пришвину. Чем можно объяснит связь этой фамилии с рассказом?
3. как построен рассказ?
4. о чем говорится в первой главе?
5. как долго прожил Арктуру у доктора?
6. что же произошло за это время? дайте ответ одним предложением.
3 февраля (среда)
8В класс РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Однородные и неоднородные определения
Однородные определения мы произносим с перечислительной интонацией и можем вставить между ними союз "и": серые и карие глазки...
В случае неоднородных определений непосредственно к существительному относится ближайшее из них, а другое - к словосочетанию, образованному определением и существительным. При этом перечислительная интонация отсутствует: осенний дождь (какой?) упорный; летнее утро (какое?) тихое.
Они характеризуют предмет с разных сторон.
Домашнее задание: упр.267
8В класс ЛИТЕРАТУРА
Тема: А.П.Чехов. Рассказ "О любви"
Прочитать о жизни писателя стр.42-43 (будет проверочная работа)
О Чехове говорили, что "он удивительно знал женское сердце, тонко и сильно чувствовал женственность". Любовь для героев Чехова - всегда переломный момент, путь в иную реальность. Полюбив, герой перестает быть человеком без лица, он внезапно становится неповторимым. Течение жизни в чеховском мире противостоит любви: нет чувств. Все в рассказе заканчивается драматически. ПРОЧИТАЙТЕ рассказ!
Ответьте на вопросы (письменно):
1. кто является рассказчиком и героем в рассказе?
2. что мы узнали об Алехине?
3. что изменилось, когда герой полюбил? какие вопросы тревожили его?
4. как ведет себя Анна Алексеева? о чем она рассуждает?
5. какова судьба их взаимного чувства?
7Б класс РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Употребление предлогов
Предлоги бывают однозначные и многозначные.
Употребление предлогов в речи привычно настолько, что часто мы не задумываемся, правильно ли говорим, правильно ли строим предложения с предлогами. Например, не раз, наверное, приходилось слышать в автобусах: "Оплатите за проезд!". В данном случае употребление предлога абсолютно неуместно. Можно оплатить проезд и заплатить за проезд. Или еще говорят: "Поделитесь о своих впечатлениях", "пришёл со школы". Все эти словосочетания содержат речевые ошибки. Исправим.
Поделитесь своими впечатлениями (расскажите о своих впечатлениях), пришел из школы.
Бывают совсем уж курьезные случаи: таблетки для головной боли, мазь для укусов комаров вместо Таблетки от головной боли, мазь для защиты от укусов комаров.
Смысл этих предложений из-за неправильного выбора предлога стал противоположным.
Домашнее задание: запишите в тетрадь слова, помещенные в рамках и выучите их написание: по окончании, по прибытии, изобразить. упр.291, 292
6Б класс РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Закрепление пройденного
Домашнее задание: упр.382 + выясните значение и
происхождения слов ЦЕНТНЕР, ГЕКТАР. Составьте с ними предложения.
5А класс РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Имена существительные собственные и нарицательные
Домашнее задание: пр.91 упр.489, 490
5А класс ЛИТЕРАТУРА
см. задания за вторник
4 февраля (четверг)
Тема: Употребление предлогов (практика)
Продолжаем практиковаться в правильном употреблении предлогов.
Домашнее задание: упр.294, 295
8В класс РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Однородные и неоднородные определения (продолжение)
Домашнее задание: упр.268, 269 (из каждого упражнения 1 вариант выполняет ТОЛЬКО 1 часть; 2 вариант пишет ТОЛЬКО 2 часть)
5А класс РУССКИЙ ЯЗЫК 1 урок
Тема: Имена собственные и нарицательные (продолжение)
В тетрадях число, классная работа:
1) Записать имена нарицательные, подобрав к ним имена собственные: город, деревня, океан, река, озеро, рассказ, художник, писатель.
2) Дописать предложения, добавив однородные члены:
- Многие писатели пишут о красоте средней полосы России:...
- Туристы побывали в разных городах России:....
- Мы читали сказки Андерсена: ......
5А класс РУССКИЙ ЯЗЫК 2 урок
упр.493 - письменно в тетрадь
Домашнее задание: упр.492
6Б класс РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Морфологический разбор имени числительного.
Запомните порядок разбора числительного:
1. Назвать часть речи
2. Начальная форма- им.п.
3. Перечислить признаки числительного: простое/составное, количеств/порядковое; падеж, число и род (если есть)
4. Синтаксическая роль (как подчеркнуть)
Запишите число, классная работа
Практическое задание
Запишите предложения. Объясните смысл пословиц. Сделайте синтаксический разбор предложений, морфологический разбор числительных.
1.Два медведя в одной берлоге не живут.
2. На гору десятеро тянут, под гору один столкнет.
Домашнее задание: упр.385 + контрольные вопросы и задания на стр.156
5 февраля (пятница)
7Б класс РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Непроизводные и производные предлоги
Цель: показать отличие произв.пр. от непроизводн.
Запишите число, классная работа.
1 упр. Исправьте речевые ошибки (сразу в исправленном виде пишите):
Предостеречь об опасности, уверенность в победу, беспокоиться за младшего брата, уделять внимание на правописание, свойственный для глаголов.
Теория (прочитайте, запомните)
Само название предлогов, о которых пойдет речь, подсказывает их особенности. Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались как предлоги: в, на, без, из, с, у, через...
Они используются с разными падежами, имеют много значений.
Производные предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, используются обычно с одним падежом, имеют одно или несколько значений: например,
- предлог в продолжение (часа, года) образован от сущ. с предлогом (верить в продолжение сотрудничества);
- предлог несмотря на образован от деепричастия (Шахматист играет не смотря на доску) и т.д.
Как ни странно, предлоги могут иметь важное политическое значение. Пример тому - отношения с Украиной. Пока эта страна входила в состав СССР, говорилось: поехать на Украину, вернуться с Украины.
Теперь, когда Украина стала независимой страной, возникло осложнение. Украинская сторона требует, чтобы при упоминании страны употреблялись те же предлоги, что и при упоминании других стран: поехать в Грецию, в Украину; вернуться из Польши, из Украины.
Этот лингвистический и политический вопрос пока так и остается нерешенным.
Самостоятельно изучите теоретический материал учебника - пр.50 стр.138
Домашнее задание: выполните упр.298
6Б класс РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Обобщающий урок по теме "Имя числительное"
Слово миллион (тысяча тысяч) придумал знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13в. Китай. Итальянское слово милле означает "тысяча", окончание -оне - увеличительное, соответствует русскому -ище, -ища: чудище, ручища. Значит, миллион - "тысячища". Марко Поло использовал это слово, чтобы описать необычайные богатства Китая.
Домашнее задание: повторить пр.59-67 упр.387
5А класс РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Закрепление пройденного материала
Имена собственные пишутся с большой буквы.
Домашнее задание: упр.500, 501 (в последнем упр. оформите свои ответы полно и с помощью однородных членов, правильно расставьте знаки препинания).
8В класс ЛИТЕРАТУРА
Тема: Обсуждение содержания рассказа "О любви"
Показывая нерешительность Алехина и Анны, их безволие, Чехов усиливает впечатление о неумении современных молодых людей жить. Докажем это.
Алехин умный, добрый человек, общительный, знающий языки - спит в сенях, ходит в грязной одежде, не моется по месяцам, живет в полном одиночестве. Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно.
И центральный эпизод, и побочный (о Пелагее) рассказа пронизаны мыслью о дисгармоничности жизни (дисгармония - разлад, разногласия). Дисгармонична жизнь Алехина (упустил личное счастье), жизнь семьи Лугановичей, жизнь красивой Пелагеи (влюбленной в пьяницу повара). А картинами природы Чехов вызывает впечатление величия, широты, разнообразия в противоположность той жизни, которую ведут герои. Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Не желая причинить боль другим, он предает себя.
Итог: философский смысл рассказа проявляется в возвышении любви как чувства, через которое все другие соображения оказываются мелкими и незначительными. Любовь выше всего на свете!
Домашнее задание: письменно ответьте на вопрос "Правильно ли поступили герои?"
6Б класс ЛИТЕРАТУРА
Тема: М.М.Пришвин "Кладовая солнца".Особенности жанра.
Волшебное название у этой сказки-были. Придумал ее замечательный писатель, полный тезка Михаила Михайловича Зощенко - Михаил Михайлович Пришвин. Лучше всего о человеке могут рассказать не сухие факты биографии, а люди, близко знавшие его, друзья, родные... Прочитайте о писателе стр.33
Домашнее задание: прочитайте сказку-быль М.М.Пришвина "Кладовая солнца" (будет проверочная на знание текста)
Комментариев нет:
Отправить комментарий